Адрес: адрес
Автострахование Медицинское страхование Жизни Автокредит

+7(495) 500-64-21 - департамент страхования
(многоканальный)

Виды страхования:
Версия для печати Отправить по e-mail
страхование автомобилей
страхование недвижимости
медицинское страхование
страхование жизни
страхование юридических лиц
страхование грузов
  Электронный полис:
Автокредит
 О программе
 Преимущества
 Как получить
 Условия выдачи
 Заявка на кредит
 Автоброкер
 Список банков
 Список салонов
 Партнерство
 
Аналитические материалы
 Все о страховании
 Книги по страхованию
 Летопись ОСАГО
 Разговоры о жизни
 Рейтинги
 Брокерские советы
 Статьи о страховании
 
О компании
 Контакты, адрес
 О компании Страхование 2000
 Наши партнеры
 Служба качества
 Вакансии в компании

  Сервисы
 Деловое партнерство
 Карта сайта
 Ресурсы
 
  Наши партнеры

Смертельный подарок


Эксперт, 12 апреля 2004 г.
Алексей Козак, Максим Рубченко

Диапазон мнений о влиянии ОСАГО на страховой рынок весьма широк. Одни считают автогражданку спасением, другие - смертельным ударом

Четырнадцатого апреля Госдума должна рассмотреть во втором чтении законопроект о внесении поправок в закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)". Поправки, в частности, предусматривают перенос введения в действие Закона об ОСАГО на год - с 1 июля 2003 года на 1 июля 2004 года. Они уже были приняты Госдумой в первом чтении 14 октября 2003 года, на 31 марта намечалось их рассмотрение во втором чтении, но оно было перенесено на две недели, "чтобы депутаты успели ознакомиться с материалами". Скорее всего законопроект будет отклонен парламентариями, поскольку очевидно, что он вносился и принимался исключительно из популистcких соображений. Во всяком случае, комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам порекомендовал отклонить законопроект как "не соответствующий концепции закона".

Напомним, что закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" вступил в силу 1 июля 2003 года. Правительство РФ утвердило базовый тариф на легковой автомобиль для физических лиц в размере 1980 рублей. С 1 января 2004 года введены штрафные санкции за отсутствие полиса обязательного страхования.

По словам президента Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгения Кургина, за весь срок действия Закона об ОСАГО было продано 18,4 млн страховых полисов. Средняя стоимость полиса составила 1950 рублей, а средняя выплата по страховым случаям - 19700 рублей. Лидирующее положение по количеству проданных полисов занимает, разумеется, Москва - на столицу приходится 18,6% от общего объема их продаж. Но, что еще важнее, на 1 марта 2004 года в России собрано более 36 млрд рублей взносов по обязательному страхованию автогражданской ответственности. Серьезные деньги!

Известно, что в рыночной экономике резервы по страхованию наряду со средствами пенсионных фондов и долгосрочными банковскими депозитами считаются одним из главных источников длинных денег. В России пока ситуация иная - по данным МЭРТ, к началу 2003 года доля страховщиков вместе с негосударственными пенсионными фондами в общем объеме инвестиций составила порядка 2-3%. Причины этого понятны - пенсионная реформа только-только начинается, а страховой рынок в России развивается очень медленно. Однако есть надежда, что с введением ОСАГО ситуация изменится и страховщики наконец станут активными инвесторами наряду с банками и инвесткомпаниями. Согласно действующим правилам, до 50% страховых резервов по ОСАГО может быть вложено в государственные ценные бумаги, до 40% - в займы субъектов федерации, до 30% - в корпоративные векселя и облигации, до 10% - в акции российских компаний. Но это все в теории. На практике картина оказывается другой.

Куда пойдут деньги

Во-первых, до 10% суммы, вырученной от продажи страховых полисов, уйдет на оплату агентских услуг. Во-вторых, еще больше денег уйдет на административные расходы: в среднем у российских страховых компаний на этот вид издержек уходит 20-30% от суммы собранных страховых премий, что, кстати, существенно больше, чем у европейских страховщиков (5-15%).

Остальные деньги, по признанию страховщиков, в основном будут расходоваться на два направления деятельности. Первое и наиболее актуальное на сегодняшний день - увеличение уставного капитала компаний. Недавно правительство объявило, что в 2007 году будет установлен новый минимальный размер уставного капитала страховых компаний - 30 млн рублей. Для многих компаний это предупреждение равносильно смертному приговору, поскольку, согласно официальной статистике, в 2003 году уставный капитал 79% российских страховых компаний не превышал 10 млн рублей. ОСАГО стало для них настоящим подарком, поскольку по окончании срока действия договора страхования, а он заключается на год, неиспользованные резервы становятся чистой прибылью компании, пригодной для реинвестирования в собственный капитал.

Вторым направлением вложения средств ОСАГО является развитие филиальных сетей и собственных бизнес-проектов страховых компаний. В частности, крупные компании, занимающиеся медицинским страхованием, считают своим долгом создание собственных медицинских центров. "Такого рода бизнес является дважды прибыльным при условии обслуживания не только клиентов страховой компании, - говорит президент Всероссийского союза страховщиков Александр Коваль. - Во-первых, медицинский центр сам по себе приносит прибыль. Во-вторых, он дает возможность сократить затраты на покрытие страховых случаев". Иногда дело доходит до курьезов. Например, компания "Урал-АИЛ", начинавшая свою историю в Перми, создала там медицинский центр. И сегодня возит туда лечиться своих московских клиентов, купивших полисы медицинского страхования.

По словам страховщиков, после введения ОСАГО весьма привлекательным делом для них становится организация собственных автосервисов. Что же касается финансового и фондового рынков, то они рассматриваются страховщиками как объект инвестиций лишь в последнюю очередь и в очень ограниченных масштабах.

Впрочем, до инвестиций дело может и не дойти, поскольку пока трудно оценить объемы выплат по страховкам. Автогражданка в России работает только первый год, и надежной статистики по размерам выплачиваемых компенсаций пока нет, однако в высказываниях страховщиков мелькают тревожные цифры. "Убыточность страховых компаний, осуществляющих ОСАГО, растет из месяца в месяц, - говорит Евгений Кургин. - В Москве она уже достигла семидесяти процентов, по областным городам этот показатель составляет пятьдесят процентов, в сельской местности - тридцать процентов".

Но похоже, что РСА просто драматизирует ситуацию перед обсуждением Госдумой вопроса о снижении тарифов по ОСАГО. Во всяком случае, в сообщениях страховых компаний все выглядит вполне благополучно. Например, "Росгосстрах" собрал по автогражданке страховых премий на 12,8 млрд рублей, а его выплаты по страховым случаям составили лишь 910 млн рублей. Страховая группа "Спасские ворота" собрала по ОСАГО в 2003 году около 1 млрд рублей премий, а выплачено страховок было на 60 млн рублей. Страховая компания правоохранительных органов (СКПО) в I квартале 2004 года собрала по ОСАГО 490 млн рублей и произвела выплат на общую сумму 111 млн рублей. Так что не все так страшно. К тому же сами резервы редко служат источником покрытий. Их роль скорее гарантирующая, в то время как выплаты фактически производятся из текущих поступлений от продажи новых полисов.

Тем не менее, как считает руководитель Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Илья Ломакин-Румянцев, Закон об ОСАГО вряд ли сыграет в России ту роль в развитии страхового рынка, которую сыграли подобные законы в послевоенной Европе. "Более того, не исключено, что повторится ситуация, которая была в ряде стран СНГ, когда введение данного вида страхования привело к банкротству страховых компаний", - заявил глава ФССН на пресс-конференции 30 марта.


Рассылка
Страховка!
Подписаться письмом
  Реклама
  Наши партнеры
 
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100