Страхование грузов - одна из самых древних видов страхования. Как только люди научились торговать с сопредельными государствами, перевозить товары морем и по суше, они стали заботиться о том, как восполнить неминуемые в пути потери. Караванщики Древнего Востока совместно возмещали понесенные от падежа скота и набегов грабителей кочевников убытки. В средние века флорентийские, венецианские и генуэзские купцы, которые вели морскую торговлю с Ближним Востоком, заключили между собой договоры о взаимной ответственности за сохранность морских судов и грузов. Так появились первые страховые объединения.
Страхование грузов в мировой практике получило широкое развитие. При заключении международных контрактов страхование груза - обычай делового оборота. Правда, у нас в России страхуется пока лишь десятая часть перевозимых грузов. Но ситуация, к счастью, очень быстро меняется.
Сегодня трудно отыскать вид груза, который российские страховщики отказались бы принять под свою защиту. Они готовы страховать строительные материалы, продукты питания, урожай, продукцию и отходы машиностроительных и химических предприятий вплоть до ядерного топлива и оружия, а также супердорогостоящие предметы искусства, музейные экспозиции, в том числе и ювелирные украшения, деньги, ценные бумаги.
При этом неважно, едет этот груз, летит или плывет по территории России, стран дальнего или ближнего зарубежья. Для страховой компании не имеет значения также и то, кому принадлежит товар: "челноку"-предпринимателю, отправляющему тюки с дубленками из Турции в Екатеринбург, или известной международной корпорации. Главное - чтобы отправитель груза мог документально подтвердить его стоимость, а происхождение груза не вызывало бы у страховщиков вопросов.
Перевозка грузов со времен Синдбада-морехода если и стала безопаснее, то не намного: место флибустьеров заняли вполне по-современному оснащенные техникой и оружием грабители, сказочных чудовищ с успехом заменили тер-рористы, а число ураганов и прочих стихийных бедствий только возросло. Единственный выход компенсировать возможные убытки при транспортировке груза - застраховать его.
Все течет, ничего не изменяется: сегодня, как и прежде, отправителям грузов в первую очередь приходится опасаться воровства. Воруют все: привезенное из Венгрии ковровое покрытие (этот инцидент обошелся страховой компании "Мегарусс" в $23 тыс.), трубы из нержавеющей стали (Военно-страховая компания, $79 тыс.) и т.д.
Помимо воров грузы в пути подстерегают техногенные катастрофы (крушения поездов, падения самолетов, взрывы, банальные ДТП на автодорогах) и стихийные бедствия (бури, грозы, шторма, пожары).
Но бывают и необычные случаи: один иностранный дипломат переезжал из квартиры на первом этаже в квартиру на пятом. Перед тем как начать перевозить вещи, он обратился в страховую компанию с просьбой застраховать груз... на время его транспортировки в лифте. Страховая фирма успешно справилась с делом.
Словом, страхуйся кто может!
В роли страхователя не всегда выступает владелец груза. Им может быть любой участник сделки. Все зависит от конкретных условий поставки того или иного товара и заключенного договора. Есть даже такой термин у страховщиков: "выгодоприобретатель". Им может быть кто угодно в цепочке от владельца груза до его получателя.
|